Роман Григорьевич Виктюк

28 октября 1936 - 17 ноября 2020

Роман Виктюк родился 28 октября 1936 года во Львове в семье учителей. Украинец по происхождению. Уже в школьные годы проявлял интерес к актёрской деятельности. Вместе с друзьями и одноклассниками он ставил небольшие спектакли.

В 1957 году окончил актёрский факультет ГИТИСа (мастерская Василия Александровича и Марьи Николаевны Орловых).

Имеет двух младших сестёр Кристину и Дануту, двух племянников Наталью и Романа, а также двух внучатых племянников Бориса и Катерину.

Со слов Виктюка, он был женат единственный раз в молодости на сотруднице «Мосфильма», с которой прожил недолго, после чего стал ярым противником брака. В студенчестве к нему испытывала симпатию Валентина Талызина, а сам режиссер позже был влюблён в Людмилу Гурченко.

Работал в театрах Львова, Киева, Калинина и Вильнюса: Львовский театр юного зрителя (ТЮЗ) им. М. Горького, Калининский театр юного зрителя.

В Русском драматическом театре Литовской ССР (ныне Русский драматический театр Литвы) был ведущим режиссёром в 1970—1974 годах.

Поставил пьесу П. Шеффера «Чёрная комната» (премьера 29 января 1971), романтическую драму Юлиуша Словацкого (в переводе Бориса Пастернака) «Мария Стюарт», «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Любовь — книга золотая» А. Толстого, «Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе, «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэлян (1972), «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Встречи и расставания» А. Вампилова, «Продавец дождя» Р. Нэша (1973). Позднее приглашался в Вильнюс для постановок в Русском драматическом театре «Уроков музыки» Л. С. Петрушевской (премьера 31 января 1988) и «Мастера и Маргариты» по М. А. Булгакову (премьера 20 октября 1988).

Начиная с середины 1970-х, режиссёр ставит спектакли в столичных театрах, среди которых «Царская охота» в Театре им. Моссовета, «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза» во МХАТе, «Утиная охота» А. Вампилова и «Уроки музыки» Л. Петрушевской в Студенческом театре МГУ (был запрещён).

В 1988 году на сцене театра «Сатирикон» Роман Виктюк поставил свой самый известный спектакль — «Служанки», по пьесе Ж. Жене. Благодаря разработке особой актёрской пластики Валентином Гнеушевым, хореографии Аллой Сигаловой, подбору музыки Асафом Фараджевым, костюмам Аллы Коженковой, гриму Льва Новикова, — в сочетании с актёрской игрой Константина Райкина (Соланж), Николая Добрынина (Клер), Александра Зуева (Мадам) и Сергея Зарубина (Мсьё), — Виктюку удалось создать спектакль, который был показан во многих странах мира, собрал множественные отзывы прессы, а самого режиссёра сделал узнаваемым и известным театральным деятелем.

Спектаклем «М. Баттерфляй[en]» (1991), по пьесе Д. Г. Хуана[en], открылся Театр Романа Виктюка, объединивший артистов из разных театров.

Роман Виктюк также является основателем (вместе с Игорем Подольчаком и Игорем Дюричем) Фондa Мазоха (1991, Львов).

С 2001 по 2006 годы работал на телеканале ТВЦ: был ведущим ночной разговорной программы «Поэтический театр Романа Виктюка» (2001—2006) и ток-шоу «Человек из ящика» (2005). Покинул телеканал после прихода команды Александра Пономарёва.

Роман Виктюк работал в театрах России, Украины, Латвии, Литвы, Финляндии, США, Италии, Греции, Израиля и странах бывшей Югославии.

В режиссёрском активе мастера было более двухсот спектаклей в разных театрах мира.

Абсолютными хитами были постановки: «Татуированная роза» Т. Уильямса с Ириной Мирошниченко (шла во МХАТе 27 лет), «Старая актриса на роль жены Достоевского» Э. Радзинского с Татьяной Дорониной (шла во МХАТе имени Максима Горького 30 лет), «М. Баттерфляй» Д. Хуана с Сергеем Маковецким и Эриком Курмангалиевым («Фора-театр», Москва), «Лолита» Э. Олби по роману В. Набокова с Валентиной Талызиной и Сергеем Маковецким (Театр Романа Виктюка), «Саломея» О. Уайльда с Дмитрием Бозиным и Николаем Добрыниным (Театр Романа Виктюка), «Царская охота» Л. Зорина с Маргаритой Тереховой (шла в Театре им. Моссовета 27 лет[11]), «Реквием по Радамесу» А. Николаи с Еленой Образцовой, Ольгой Аросевой и Верой Васильевой (Московский академический театр сатиры).

В 2011 году принял участие в качестве члена жюри телепроекта Первого канала «Призрак оперы». Осенью 2011 года принял участие в качестве члена жюри телепроекта украинского канала «Интер» танцевальное шоу «Майдан’s». В 2012 году стал приглашённым членом жюри пятого выпуска первого сезона шоу «Большой балет» на канале «Культура». В 2013 году принял участие в качестве члена жюри шоу Первого канала «Минута славы. Дорога на Олимп!». В 2014 году — член жюри шоу «Театр эстрады» на Первом канале.

Профессор Р. Г. Виктюк преподавал в эстрадно-цирковом училище (известные ученики — Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Валентин Гнеушев), выпустил три курса в РАТИ — ГИТИС (известные ученики — Ростислав Колпаков, Павел Карташёв, Андрей Шакун, Евгений Лавренчук). Читал лекции по режиссуре и актёрскому мастерству в России, на Украине и в Италии. Преподавал в Институте театрального искусства, давал мастер-классы на курсах актёрского мастерства и режиссуры при Польском театре в Москве.

Р. Виктюк был известен оригинальностью и незаангажированностью в суждениях, что сочеталось с его внешней экстравагантностью. Его творческий метод отмечен как эпатажный в статье Энциклопедии современной Украины среди режиссеров, которые «шокируют смелыми и неординарными постановками»

Умер 17 ноября 2020 года в Москве, после перенесенного в октябре коронавируса.

 


Благодарности


Воспоминания