7 июля 1939 -
12 января 2015
Елена Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде, в семье Василия Алексеевича Образцова (1905—1989) и Натальи Ивановны Образцовой (1913—1994).
Жила в блокадном Ленинграде. В 1943 году вместе с семьёй была эвакуирована в Устюжну Вологодской области.
В 1948—1954 годах пела в детском хоре Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова (руководитель хора — М. Ф. Заринская).
Летом 1954 года отец был назначен главным конструктором на таганрогский завод «Красный котельщик». Руководство города выделило семье Образцовых квартиру в центре города, на ул. Фрунзе, д. 43, рядом со школой № 10, в которую определили Елену. Окончив в 1956 году школу, она поступила в Музыкальную школу им. П. И. Чайковского, к педагогу А. Т. Куликовой. На отчётном концерте Елену услышала директор Ростовского музыкального училища М. А. Маньковская, и по её рекомендации в 1957 году та была принята в училище сразу на 2-й курс. Через год, в августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
В 1962 году завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки. В 1963 году, будучи студенткой консерватории, дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов».
В 1964 году окончила Ленинградскую консерваторию по классу А. А. Григорьевой (оперный класс А. Н. Киреева). С того же года — солистка Большого театра. В том же году во время первых гастролей Большого театра на сцене Миланского театра «Ла Скала» выступила в роли Гувернантки в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама». Несмотря на скромность этой партии, обратила на себя внимание итальянской публики и прессы. В дальнейшем выступила на сцене «Ла Скала» в главных партиях.
В 1975 году вместе с Большим театром отправилась на гастроли в США. В ходе спектакля «Борис Годунов» певицу, исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить. Триумф в США окончательно утвердил её в статусе звезды мировой оперы. Через несколько месяцев выступила в «Трубадуре» — спектакле, открывавшем сезон Оперы Сан-Франциско: её партнерами выступили Л. Паваротти и Дж. Сазерленд.
В 1976 году — в статусе приглашенной солистки «Метрополитен-опера» — вызвала сенсацию своим исполнением роли Амнерис в «Аиде» Дж. Верди. В 1977 году выступила в роли Далилы («Самсон и Далила» К. Сен-Санса) в этом же театре. Тор Экерт, критик «New York Times», тогда написал: «Сомневаюсь, что мы с вами слышали Далилу, которой бы так легко удавалось осилить две с половиной октавы — Образцова исполняет эту сложнейшую партию без тени напряжения».
В русской опере главные партии исполнила в «Хованщине» М. Мусоргского (Марфа), «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова (Любаша), «Пиковой даме» П. Чайковского (Графиня), партию которой исполняла с 1965 года почти 40 лет.
Много гастролировала за рубежом. Работала на сцене лучших оперных театров мира. Пела на многих музыкальных фестивалях, в том числе на Международном фестивале в Оранже (дебют в 1979 — Далила) и Зальцбургском фестивале (дебют в 1978 — Эболи).
Была приглашена Ф. Дзеффирелли на роль Сантуцци в фильме «Сельская честь» (1982). «В моей жизни, — писал Ф. Дзеффирелли, — были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съёмок фильма „Сельская честь“ сотворила чудо».
Отдельный пласт вокального творчества примадонны связан с музыкой Г. Свиридова, сочинённой и посвящённой композитором непосредственно певице: вокальный цикл «Десять песен на стихи Александра Блока» (1980), поэмы на стихи С. Есенина «Отчалившая Русь» (1983) в редакции для меццо-сопрано.
Выступала и в качестве оперного режиссёра: в 1986 году она поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер» (дирижёр-постановщик — А. Жюрайтис), где исполняла главную партию.
Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» и «Тоска», имела обширный концертный репертуар — камерно-вокальные произведения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, Р. Шумана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др.
Любимейшими и великими партнёрами она называла теноров В. Атлантова и П. Доминго.
Особо выделяла работу с дирижёрами Д. Баренбоймом, Г. фон Караяном, П. Доминго.
В 1999 году дебютировала на драматической сцене, сыграв главную роль в спектакле Театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Р. Майнарди.
В 2003—2004 годах состоялись её выступления с программой классического джаза (Д. Эллингтон, В. Дюк, Дж. Гершвин) с квартетом И. М. Бутмана и оркестром под управлением Д. Бергера.
В 2007—2008 годах в качестве художественного руководителя возглавляла оперную труппу Михайловского театра (Санкт-Петербург).
Певицей записано более 50 дисков на крупнейших студиях грамзаписи.
С 1996 года в Санкт-Петербурге действует созданный певицей Культурный центр, названным её именем, где она работала с молодыми исполнителями.
С 1999 года в Санкт-Петербурге регулярно проводится Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.
С 2011 года в Москве функционирует Фонд Елены Образцовой — благотворительный фонд поддержки музыкального искусства.
В 1973—1994 годах преподавала в Московской консерватории им. П. И. Чайковского, с 1984 — профессор. Давала мастер-классы в Европе, Японии, в Санкт-Петербурге и Москве, была председателем жюри ряда европейских Международных конкурсов вокалистов. В 2011 году возглавила жюри XIV Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Преподавала в Токийской музыкальной академии «Мусашино» (профессор).
Масштабная творческая деятельность певицы и её заслуги перед российской и мировой музыкальной культурой нашли отражение в многочисленных публикациях музыковедов и искусствоведов.
Член Союза театральных деятелей РФ. Почётный член Пушкинской академии (с 1995), член Международного общества друзей Русского музея (с 1998), академик Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (с 1999), академик Академии российского искусства (с 1999).