Эльда́р Алекса́ндрович Ряза́нов

18 ноября 1927 - 30 ноября 2015

Эльдар Рязанов родился в Самаре — родном городе его матери, в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича Рязанова и Софьи Михайловны (в девичестве Шустерман), в доме по улице Фрунзе, 120.

Вскоре родители переехали в Москву, где отец работал начальником винного главка. В 1930 году семья распалась, и Рязанов с семи лет воспитывался матерью и отчимом, инженером Львом Михайловичем Коппом, вдовцом, относившимся к Эльдару как к родному сыну.

С детства любил литературу, хотел стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище.

В 1950 году с отличием окончил ВГИК (мастерская Григория Козинцева). Его дипломной работой стала документальная лента «Они учатся в Москве», снятая совместно с однокурсницей Зоей Фоминой. На протяжении пяти лет работал в документальном кино на Центральной студии документальных фильмов. Снимал сюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», несколько выпусков смонтировал целиком. Также снял киноочерки «Дорога имени Октября» (с Лией Дербышевой, 1951), «На первенство мира по шахматам» (1951), «Остров Сахалин» (с Василием Катаняном, 1954) и другие.

С 1955 года работал режиссёром киностудии «Мосфильм». Совместно с Сергеем Гуровым поставил первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды.

В последующие несколько лет поставил лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962), бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964), эксцентрическую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). В 1961 году снял две сатирические ленты: «Как создавался Робинзон» (по одноимённому рассказу Ильфа и Петрова, новелла в комедийном альманахе «Совершенно серьёзно») и «Человек ниоткуда» (1961, в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета). В «Человеке ниоткуда» выступили Сергей Юрский и Анатолий Папанов.

Существует мнение, что одна из лучших его картин — «Берегись автомобиля» (1966)

В 1979—1985 годах работал в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама».

23 января 2005 года открылся киноклуб (позже киноклуб-музей) «Эльдар», задуманный, по выражению самого режиссёра, как своеобразный центр отечественной комедии.

 


Благодарности


Воспоминания